ПЦУ двоих не вынесет: как Филарет и Епифаний разрушают свою «Церковь»

  • 14 мая 2019, 9:21
  • 1566

Почему в раскольнической ПЦУ возник раскол и во что выльется противостояние Денисенко и Думенко.

В основании любого раскола всегда лежат гордыня, желание власти и амбиции. Путь его преодоления – смирение и личная борьба против указанных страстей. Другими словами, любой способ, кроме покаяния, никогда не приведет к искоренению раскола, а только умножит его. Что мы и видим на примере так называемой Православной Церкви Украины.

Раскол в расколе

Информация о том, что «патриарх» Филарет Денисенко созывает на празднование дня памяти святителя Макария Киевского всех епископов ПЦУ, кроме Епифания Думенко, произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Журналист Соня Кошкина предположила, что этот съезд может превратиться в «Собор епископов», которые примут изменения в уставе ПЦУ и утвердят «почетного патриарха» в должности ее главы. Эти предположения высказали и журналисты ТСН, сообщившие, что Филарет «собирает архиереев, чтобы обсудить перспективы восстановления Киевского патриархата, который бы хотел возглавить».

Многие утверждали, что все это неправда и такого быть просто не может. В качестве аргумента они приводили «подвиг» Филарета на так называемом «объединительном Соборе», когда он отказался от должности предстоятеля ПЦУ. Вот, мол, человек пожертвовал собственными амбициями для блага «украинской Церкви».

Но, как оказалось в итоге, никто и ничем жертвовать не собирался. Денисенко в интервью все тому же ТСН заявил, что, оказывается, в Софии Киевской собирался не Собор ПЦУ, а Собор Константинопольского патриархата, «потому что на нем не я главенствовал как патриарх, а представитель Вселенского патриарха». Более того, Филарет допустил и возможность раскола ПЦУ: «Допускаю разделение Церкви, но мы создаем единую Церковь – Киевский патриархат. Обязательно».

Филарет+Епифаний = Конфликт

Такая ситуация, как утверждает Филарет, сложилась в связи с полным отсутствием коммуникации со стороны Думенко: «Предстоятеля мы признаем, но отношений с ним никаких нет, потому что нарушается то, о чем мы договорились и что принял Архиерейский Собор. Пошли по пути неправды. Претензии к Епифанию следующие: он должен сотрудничать со мной как с патриархом. А он за все эти четыре или пять месяцев ни разу со мной не служил и не общается. Встречались всего несколько раз, разве это общение? Когда церковью нужно руководить каждый день». Более того, о том, что Епифаний обиделся на своего «духовного лидера», не получив приглашения на праздник, Филарет узнает из СМИ!

А ведь совсем недавно казалось, что малейший конфликт между Филаретом и Епифанием попросту невозможен. Особенно если вспомнить, что Думенко практически с самого начала его карьеры самое пристальное внимание оказывал не кто иной, как Филарет. Совсем юного Сережу в «монашество» постригал именно Денисенко. Он же его «рукополагал» в «иеромонахи», а потом и в «епископы». Филарет личным указом назначил Думенко на должность патриаршего местоблюстителя, а кульминацией их идиллических взаимоотношений стало избрание Епифания на пост главы ПЦУ.

Действительно, как утверждает «митрополит» УПЦ КП Иоасаф Шибаев, Думенко (и не только он) практически всем обязан Филарету: «Вы посмотрите на их машины, митры, панагии, облачения, на храмы, в которых они служат, на всю обслугу... Все отутюжено, начищено, блистает свежестью! Видели бы вы, как они павлинами ходили на совместных архиерейских собраниях! Все получено от Патриарха. Я всегда умилялся – каких Святейший вырастил орлов! И писал об этом здесь. И вот – накося! Они не могут изыскать возможности дать дожить старцу в покое!»

Вскользь заметим, что речь, как видим, идет исключительно о материальных благах – машинах, митрах, панагиях, облачениях. «Митрополит» Иоасаф даже словом не обмолвился о том, что Филарет учил своих «орлов» молитве или даровал им самую главную радость для священника – предстоять у престола Божия. Не говорит он об этом потому, что понимает – едва ли в Киевском патриархате наблюдается молитва, не говоря уже о благодати.

Источник конфликта

Сам Филарет заявляет, что виновником сложившейся ситуации нужно считать именно Епифания. В его окружении говорят, что Епифаний же и спровоцировал начало теперешнего противостояния, когда отказал «почетному патриарху» в его просьбе – не поминать за «богослужением» имя Святейшего Патриарха Кирилла. Сам Епифаний прокомментировал свой отказ тем, что для него воля матери-Церкви важнее «многочисленных просьб», а патриарх Варфоломей – образец пастыря. Т.е. в тот момент Думенко дал четко понять, что Фанар для него важнее улицы Пушкинской, где находится резиденция УПЦ КП, а Варфоломей – главнее Филарета.

Второй ласточкой надвигающегося конфликта стало знаменитое заседание «священного Синода» ПЦУ, на котором, по словам уже упоминавшегося Иоасафа, «голос Патриарха почти не был слышен. Архиерейская молодежь, не стесняясь, спорили со Старцем по любому мизерному вопросу, в особенности когда стал вопрос об управлении Патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над Старцем-Патриархом! В этом преуспевали митрополит Симеон и епископ Герман, участвовал и митрополит Макарий. Они в непочтительном, чтобы не сказать в хамском тоне, требовали отобрать у Патриарха право на управление Киевскими приходами».

Уже тогда было понятно, что главным камнем преткновения между «почетным патриархом» и «митрополитом» был вопрос, кто главнее и кто кому должен уступить. Источники СПЖ утверждают, что под теми «мизерными» вопросами, о которых говорит Иоасаф, надо понимать категорическое нежелание Филарета сидеть за прямоугольным столом вместе с другими епископами. Именно Денисенко потребовал, чтобы стол для заседаний «Синода» был круглым, что дало бы возможность подчеркнуть его равенство с Думенко. Другой «мизерный вопрос» – это контроль над финансами ПЦУ, который тоже был решен в пользу Филарета.

Два лагеря - один куколь

Фанариоты не учли один момент, главный момент – слова Филарета о том, что он есть и будет патриархом. Никто из них не мог даже допустить, что у 90-летнего старца может быть такое мощное стремление оставаться у власти. Поэтому его слова они проигнорировали, а зря. Если бы отнеслись серьезно, то еще на стадии подготовки Томоса попытались бы дать ответ на вопрос, кто должен возглавлять совместные «богослужения» и прочие встречи двух глав ПЦУ – Денисенко или Думенко.

Правда, в лагере Филарета утверждают, что такая договоренность была, и раз Епифаний ее не исполняет, то и избрание его «под вопросом». «Для Вл. Епифания Патриарх вечно Патриарх и Первостоятель у Престола Благодати, – пишет в Facebook сторонник «патриарха» Иоасаф Белгородский. – Он сам должен с благодарностью и благоговением стать вторым у Престола, давая место старцу. Вот бы мы поучились у олимпийцев. А не вымогать для себя первенство. Я вновь напоминаю – об этом была договоренность на Архиерейском Соборе перед избранием Предстоятеля. Если это не выполняется, то и избрание под вопросом».

Кроме предстояния, как говорит бывший пресс-секретарь Филарета Юрий Дорошенко, претензии к Думенко можно выразить в нескольких пунктах: «1. Епифаний прекращает поминать московского патриарха Кирилла. 2. Сослужит своему духовному отцу Патриарху Филарету – украинскому патриарху. 3. Хотя и это и дело вкуса, но... возвращает портрет Патриарха Филарета в свой кабинет. Где целая галерея, в частности, архиереев, которые имеют очень сомнительные достижения перед автокефалией и Томосом».

В свою очередь в лагере Думенко считают, что позиция Филарета приведет к новому расколу: «Патриарх Филарет сделал много для Украинской Церкви – это факт, – пишет сторонник главы ПЦУ Юрий Мигаль. – Но если поддержать его мысли, которые он озвучил в последние дни, то это будет раскол! Объясните мне, почему тогда собор выбирал Предстоятеля, если патриарх его не признает и не относится как к Предстоятелю?»

Епифаний же вообще считает, что амбиции Филарета ведут к утрате Томоса и изоляции новой «Церкви»: «Если мы возвращаемся в прошлое, то это путь в никуда, это путь в изоляцию, возвращение к тому, что было до января».

От взаимных обвинений к взаимным оскорблениям

В принципе, безблагодатность ПЦУ – ни для кого откровением не является. Откровением можно назвать ту ненависть, которую сегодня демонстрируют друг другу представители обоих лагерей. Ненависть, которая пока выражается во взаимных оскорблениях.

Юрий Дорошенко называет сторонников Епифания «младотурками», подчеркивая при этом их молодость и приверженность турецкому патриаршему престолу. Еще один бывший пресс-секретарь Филарета, а ныне пресс-секретарь спикера Андрея Парубия Андрей Ковалев говорит, что эпоха «мальчиков» в ПЦУ закончится в июле. И под мальчиками он, видимо, имеет ввиду не только Думенко, но и его соратников. Например, «архиепископа» Евстратия Зорю.

Дорошенко называет этот тандем – Зоря-Думенко – «сладкой парочкой твикс», которая «уже полгода занимается уничтожением Филарета и мечтает похоронить его живьем», а главу ПЦУ он и вовсе обвиняет в противоестественных наклонностях. Для сторонников Денисенко все, кто поддерживает Епифания, – «идиоты».

За словом в карман не лезут и сторонники Епифания. Правда, выражаются они более мягко – называют филаретовцев всего лишь сепаратистами и раскольниками. Филарет для них – «дракон» и человек, который всех обманул, а его «личные амбиции и власть важнее церковного единства».

И то правда. Добавим только, что такими же раскольниками являются и думенковцы. Едва ли между ними можно усмотреть существенную разницу.

Москва, ПЦУ и папа римский

Самое абсурдное, что представители и первого, и второго лагерей украинских раскольников видят в конфликте руку Москвы и ФСБ. Епифаний Думенко в интервью ТСН сказал, что «Москва, к сожалению, не остановилась. Им интересно, чтобы в основе нашего будущего развития состоялся раскол или разделение».

Точно так же считают и в лагере его оппонентов Думенко: «Сегодня Москва через свою агентуру в ПЦУ и просто полезных идиотов провела массированную информационную атаку против своего главного и несокрушимого врага – Святейшего Патриарха Филарета, – написал на своей странице в FacebookДорошенко. – Гибридная война продолжается... Цель – дискредитировать главного духовного авторитета украинской нации. Будьте бдительны».

Правда, среди филаретовцев допускают вариант, что за конфликтом может стоять и папский престол, и тогда Филарет выступает в качестве борца за чистоту православной веры, а ПЦУ – как ступенька к объединению с униатами и дальше – с католиками.

Кому это выгодно

Интересно, что в сложившейся ситуации мы до сих пор ни слова не услышали от тех, кто всю эту кашу заварил – от Фанара. Казалось бы, патриарх Варфоломей уже сто раз должен был отреагировать на то, что происходит с ПЦУ. Однако единственная реакция, которая известна на сегодня от фанаритов, – это «ужас».

Говорят, что молчание иногда красноречивее многих слов. По этому молчанию мы можем допустить, что конфликт между Епифанием и Филаретом на руку патриарху Варфоломею.

Действительно, до сих пор ни одна из Поместных Православных Церквей не высказалась в поддержку ПЦУ. При этом предстоятели и представители мирового Православия четко и недвусмысленно указывают патриарху Варфоломею на существенные препятствия, без разрешения которых этой поддержки не может быть даже в перспективе. Среди прочих едва ли не первое место занимают отсутствие канонических хиротоний «епископата» ПЦУ и одиозная личность Филарета.

Сами фанаритоты не раз подчеркивали, что престарелый «духовный вождь» украинского народа для них – всего лишь «бывший митрополит Киевский». Кроме того, одним из условий предоставления Томоса была гарантия того, что этот «вождь» не станет главой ПЦУ. Единственная уступка, на которую пошли на Фанаре, – закрыли глаза на то, что Филарет именуется «патриархом» в пределах Украины.

Однако сегодня совершенно очевидно, что он понимает эту ничего не значащую для Фанара «побрякушку» как фактическую, а не номинальную или почетную власть. Вот и получается, что патриарх Варфоломей встал в вопросе Филарета перед дилеммой. Убрать или отправить в отставку старого «вождя» просто так не получится – авторитет и т.п. Анафему сняли, опять же. Поэтому единственный выход, который увидели на Фанаре из ситуации, – это полное игнорирование Филарета. Что, собственно, с большим успехом и осуществлял Думенко.

Задача, как нам кажется, была именно такой – спровоцировать Филарета на какие-то действия, которые дали бы Синоду Константинопольской Церкви формальное право запретить его в служении и объявить раскольником. Ведь в этом случае можно одним махом решить целый ряд вопросов:

  • Во-первых, из поля зрения исчезнет спорная личность Филарета.
  • Во-вторых, с Думенко и «младотурками» можно намного проще договориться о повторных хиротониях.
  • В-третьих, вместе с Филаретом отпадут и самые одиозные личности, такие как Михаил Зинкевич, Димитрий Рудюк и другие.

В крайнем случае, даже если из этого ничего не получится, нервы у пожилого человека могут испортиться более чем основательно, а это, в свою очередь, может привести к печальным последствиям для здоровья: «Патриарху 90, любое волнение и в гораздо меньшем возрасте может привести к инфаркту инсульту и другим бедам! – пишет в Facebook пользователь Игумен Георгий Акилин. – А тут представьте себе... На Святейшего навалятся все те, кто вчера еще уповал в деле автокефалии лишь на него!!! А сегодня навалятся с проклятиями и обвинениями в "амбициях" ХОРОШО БУДЕТ ПОТЕРЯТЬ (УПАСИ БОЖЕ) Патриарха Филарета??? Неужели ЭТОМУ кто-то обрадуется ??? (ну, кроме гундяевцев, конечно)».

Единственная поправка – как раз-таки «гундяевцы» и не обрадуются. Во-первых, потому что надеются на покаяние грешника, а во-вторых, потому что видят – Филарет способен собственными руками завалить то дело, к которому стремился долгие годы. Как сказал один известный персонаж, «я тебя породил, я тебя и убью». 

"Я тебя породил, я тебя и убью"

9 мая Филарет заявил, что УПЦ КП все еще существует: «Дело в том, что Киевский патриархат не ликвидирован. Не ликвидирован. Это хотят подать, что он ликвидирован. Ликвидировать Киевский патриархат может тот, кто его создал».

С этим утверждением «патриарха» не согласен глава Департамента Минкульта по делам религий Андрей Юраш, который сказал, что «решением поместного Собора УПЦ КП, который состоялся 15 декабря 2018 года, голосами всех членов Собора, принято, что после образования Поместной Украинской Православной Церкви Киевский патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь прекращают свое существование. <…> Соответственно, с 30 января юридически, а с 15 декабря фактически УПЦ КП не существует. Поэтому возвращения быть не может».

Однако на самом деле, согласно реестру, юрлицо «Киевская патриархия Украинской православной церкви Киевского патриархата» не находится в состоянии ликвидации. Оно по-прежнему существует в организационно-правовой форме религиозной организации, и ее руководителем до сих пор считается Михаил Денисенко. Поэтому, собственно говоря, Михаил Антонович прав – УПЦ КП никуда не делась.

Ставить вопрос, будет или не будет раскол в ПЦУ, неправильно. Просто потому, что он уже есть. Так же, как совершенно не важны дальнейшие действия Филарета. Просто потому, что он не отступится от того, к чему стремился всю жизнь, – от патриаршего куколя. Мы только еще раз становимся свидетелями правоты Священного Писания, в котором сказано: «если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Дн. 5, 38).

Мы и не пытаемся, потому что для нас, православных, намного важнее другое – поймет ли патриарх Варфоломей свою ошибку, сможет ли он покаяться и признать, что легализовать раскол невозможно? Также молим Бога, чтобы сами раскольники осознали наконец, что измениться посредством документа (как бы вы его ни называли) нельзя, потому что единственный путь к изменению – это покаяние.

Теги
Раскол
ПЦУ
Енифаний
Филарет