Успеть договориться: как Аваков спасает активы перед выборами

  • 6 декабря 2018, 13:22
  • 16497

Информация о том, что Арсен Аваков пытается обеспечить сохранность своих активов и собственную безопасность накануне слишком уж вероятной смены власти в ходе президентских выборов-2019, ходит уже давно.

Топ-представители «Народного фронта» ясно осознают, что этот политпроект нежизнеспособный и неконкурентный на предстоящих выборах. Соответственно, каждый из них пытается любым способом обеспечить себе гарантию того, что не попадет под уголовное преследование по результатам своей работы за пять лет пребывания у власти. Наиболее активно за поиск таких гарантий взялся один из лидеров НФ министр Аваков. Детали этого процесса сейчас обсуждают и депутаты в кулуарах парламента, и политтехнологи, сотрудничающие со штабами многочисленных кандидатов на пост президента.

Один из ключевых для обсуждения моментов – это посылаемые министром МВД месседжи к штабам основных претендентов на высший пост государства о том, что он единственный может обеспечить порядок и не допустить противостояния в обществе в процессе передачи власти новому президенту.

Фактически, подтекст этого намека легко угадывается: если, к примеру, представители силового блока и приверженцы нынешней команды не признают в новоизбранном президенте настоящего лидера государства, мало ли что может произойти. И чтобы снять такие риски, нужен человек, способный гарантировать порядок после выборов.

"По негласной информации, Аваков как раз и занял позицию гаранта обеспечения мирной передачи власти, если на выборах победит кандидат не от нынешней команды", – делится  глава Платформы социально-гуманитарных инициатив и инноваций «Единый Координационный Центр» Олег Саакян.

В то же время большинство экспертов утверждают, что в реальности речь идет не о бескорыстном поддержании порядка на переходной период. Министр просто набивает себе цену, пытаясь обеспечить если не политическое будущее, то хотя бы избежать ответственности за период своей работы в МВД. Поскольку неудобных вопросов к нему за четыре года накопилось слишком много.

Это и дело «рюкзаков Авакова», и бесконтрольная, но тщательно засекреченная раздача наградного огнестрельного оружия, расследование резонансных преступлений и сама так называемая «реформа» полиции.

И если при нынешней власти многие претензии к своей деятельности Аваков успешно гасит, как в случае с рюкзаками, то гарантии, что за него не возьмется «с пристрастием» новая власть, у министра пока еще нет.

Чем это грозит, Аваков знает по временам президентства Януковича, когда активы нынешнего главы МВД, скрывавшегося тогда в Италии, стремительно таяли из-за невозможности найти общий язык с окружением президента. Тогда Арсен Борисович лишился части газового бизнеса, торговой сети, банка и крупных земельных участков.

Все, что нажито непосильным трудом

С момента прихода к власти в 2014-ом Авакову удалось быстро поправить свое пошатнувшееся при Януковиче материальное положение и прочно закрепиться среди миллиардеров в правительстве не на самых последних позициях со своим бизнесом в Италии, кипрскими оффшорами и украинскими предприятиями. В общей сложности только в прошлом году его бизнес-империя принесла ему прибыль в 105 млн гривен.

Снова ставить под угрозу свое финансовое благополучие, а возможно, и свободу, Авакову не хочется. Ему нужны гарантии. Чтобы их получить, он начал позиционировать себя в качестве единственного гаранта мирного перехода власти от проигравшего кандидата к команде победителя.

«А что, Конституция предусматривает немирную передачу власти? Как кто-то может быть гарантом мирной передачи власти? – возмущается в разговоре с UA1 претендующий на пост президента нардеп Юрий Деревянко. – Дискуссии такой не может быть вообще. Те, кто бредит какими-то немирными путями передачи власти – это реальные преступники. А если такая дискуссия начинается, то такого человека нужно привлекать к ответственности».

Тем не менее, Аваков нагнетает тревогу и пытается использовать опасения избирательных штабов основных кандидатов по поводу возможного противостояния сторонников проигравшего и выигравшего кандидатов.

Фактически министр прибегает к банальному шантажу, тем более, что опыт вмешательства в выборы у него уже есть: в 2014 году представители подконтрольных ему батальонов устраивали провокации с нападением и уничтожением бюллетеней на интересующих Авакова избирательных участках.

Об этом  в частных беседах не раз рассказывали рядовые представители «Народного фронта», а также бойцы, которых пытались привлекать к этому процессу.

И хотя тогда речь шла о парламентских выборах, ничто не мешает использовать тот же алгоритм на выборах президента-2019. Тем более, что при всей своей антиправительственной риторике и показном радикализме, представители «Нацдружин» входят в сферу влияния Авакова. И в какое русло направить их радикализм, часто решают в кабинетах МВД.

Да и практика по использованию переодетых в гражданское правоохранителей для провоцирования и организации уличных беспорядков остается такой же востребованной, как и во времена Януковича.

«Наихудших вариантов я бы не прогнозировал, – говорит UA1 Саакян. – Мне кажется, что ситуация с передачей власти пройдет более или менее здраво. Но риск, конечно же, существует».

Место для маневра

Сейчас, пока еще Аваков может говорить с позиции силы и навязывать свою модель развития событий во время и после выборов, он пытается максимально и с наибольшей выгодой для себя использовать свое влияние одного из главных министров правительства и главы силового блока.

На сегодняшний день он выполняет функцию теневого премьер-министра, выступая мощным противовесом Владимиру Гройсману, а также может позволить себе не слишком трепетное отношение к действующему президенту Порошенко. Не зря нардеп Сергей Лещенко называет главу МВД вице-президентом.

И совсем неспроста Аваков развил бурную деятельность, накануне выборов резко озаботившись социальной защитой своих подчиненных. К примеру, пообещал в следующем году повышение зарплат полицейским и спасателям, инициировал компенсацию за аренду жилья для правоохранителей, а также спрогнозировал возможность ипотеки для молодых полицейских. Министру сейчас как никогда нужны лояльные подчиненные.

Одновременно с этим Аваков понимает, что времени остается все меньше, а рейтинги действующей власти стремительно катятся вниз. Соответственно, шансы удержаться при власти в составе нынешней правящей коалиции мизерные.

Поэтому лично и через посредников он пытается доказать претендентам на кресло президента свою полезность. В первую очередь, это касается одного из основных на сегодняшний день соперников Порошенко – Юлии Тимошенко.

Ранее об этом  упоминал глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По его информации, разговоры о контактах между Арсеном Аваковым и Юлией Тимошенко ходили еще с прошлого года.

«Думаю, что какие-то консультации и переговоры действительно есть, – предполагает Фесенко. – У них есть взаимная потребность: для Тимошенко Аваков важен как некий гарант стабильности на переходной период. Если она выиграет выборы, нужно, чтобы ничего ей не мешало. Для этого нужно МВД, а за кулисами еще и «Нацкорпус» – чтобы все было тихо и спокойно. А он, конечно же, хочет остаться в большой политике достаточно значимой фигурой».

У самих участников президентской гонки нет никаких иллюзий по поводу активных предложений Авакова.

«Это обычные торги, если он хочет быть гарантом, то прежде всего, будет всё гарантировать себе, – говорит нардеп Виталий Куприй. – Он хочет, чтобы его не посадили, чтобы он остался с определенным состоянием, когда страна ограблена. В этой ситуации такие действия для него наиболее приемлемый сценарий. Но вот нужно ли это украинскому народу? Думаю, что нет».

В то же время политологи считают, что Аваков предусмотрительно застолбил за собой роль «решалы», поскольку ее неминуемо использовал бы кто-нибудь другой.

«Ниша провайдера перехода власти существует и является очень лакомой, – считает Саакян. – И ее, так или иначе, займет либо Аваков, либо кто-то другой».

Теги
Сохранность
Активы
Аваков_Арсен_Борисович